Здание ложи "К трем патриархам" в Советске | информация и фото, где находится | Etre Ensemble

Здание ложи «К трем патриархам» в Советске

Здание ложи «К трем патриархам» (г. Советск, Калининградская обл.) — описание, история, расположение, точный адрес. Отзывы туристов, фото и видео.

Содержание:

Если вы собрались путешествовать по России, обязательно посетите Калининградскую область. Здесь можно посмотреть не только много старинных зданий, но и относительно недавнюю архитектуру. Здание ложи «К трем патриархам» возведено в первой четверти ХХ века, и вот уже почти сто лет привлекает к себе туристов. Найти памятку архитектуры можно по адресу г. Советск, ул. Искры, 5. Оно расположено на пересечении с улицей 9 января. Здание ложи «К трем патриархам» считается главным памятником конструктивизма в городе Советске.

Здание ложи «К трем патриархам» в Советске

Здание масонской ложи: начало истории

История здания не менее интересна, чем история других локаций в Советске — самом старом городе в Калининградской области. Еще нося название Тильзит, он прославился появлением на пересечении улиц Штифт-штрассе и Фабрик-штрассе интересного архитектурного сооружения Веймарской эпохи в стиле классического модерна. Возвели здание ложи в течение двух лет — 1925—1926 гг., а проектировал его известный архитектор-импрессионист Эрих Мендельсон.

Сам Мендельсон по национальности был немцем, но возвел он памятку архитектуры Советска отнюдь не для своих соотечественников, а для иудейской филантропической общины, которая проживала в Тильзите и носила название «Бней-Брит» («Сыны Завета»). Создана организация в Нью-Йорке в 1843 году, а ее представители объединились по всему миру. Замечены они и в Тильзите, который уже к началу ХХ века имел немалую еврейскую общину.

Адресные книги, составленные в 1919 году, вмещали в себя имена и евреев, среди которых оказалось немало представителей бизнеса, успешных дельцов. Можно вспомнить таких известных горожан, как Евгений Хиршфельд, работавший директором пивоварни, Макс Брауд, торговец конфекционом, успешный адвокат Артур Эрлих, братья Лазеры, владевшие крупным лесопильным заводом и многие другие. Успех промышленников, интеллигенции и торговцев намекал только на одно — они были в состоянии заказать для себя проект разработки здания для собраний.

Эрих Мендельсон и его архитектурный стиль

Биография Мендельсона удивительна сама по себе. Родившись в небольшом городке Алленштейне в 1887 году, он с большой долей вероятности должен был продолжить дело отца, который занимался торговлей. Когда нужно было продолжать обучение в высшем учебном заведении, Эрих даже отправился в город Мюнхен в местный университет, чтобы изучать премудрости экономики. Проучившись там два года, он понял, что цифры его совсем не привлекают, а вести конторские счета и листать книги — занятие не такое уж перспективное.

Не ставя себе цель получить все богатства мира, Эрих перешел в более практическое заведение — Техническую высшую школу. Там он выбрал факультет архитектуры, но и тут обучение не пошло гладко. Бунтарская натура и стремление ко всему новому подвели Мендельсона. Студент стал критиковать стиль преподавания, в котором учителя слишком много внимания уделяли историческим канонам в архитектуре и слишком мало давали возможности для творчества юным дарованиям. В сложившейся ситуации Эрих Мендельсон решил сменить учебное заведение. Для развития навыков немало знаний ему дала подсобная работа, которой он занимался уже с первых курсов обучения: создавал дизайны логотипов, разрабатывал магазинные витрины и сценические декорации.

Здание ложи «К трем патриархам» в Советске

Ожидаемый диплом юный архитектор получил в 1912 году, но и здесь его карьера едва не ушла в новое русло. Неусидчивый, постоянно стремящийся к освоению новых навыков, Мендельсон сблизился с художниками и всецело отдался рисованию. А некоторое время он даже работал с компании «Синий всадник», которая являлась по сути творческим объединением художников. В этом же году Мендельсон переезжает в Берлин и встречает свою первую любовь — Луизу Мас, на которой женится, а спустя пару лет в их семье рождается первый ребенок.

Годы Первой мировой войны наложили отпечаток на многих творческих личностей, которые не стали стоять в стороне от военных действий. Мендельсон, стоя на позициях глубокого гуманизма, стал работать в организации Красного Креста, был водителем санитарной машины и вывозил раненых с поля боя на восточном и западном фронтах. Там он прослужил вплоть до окончания войны в 1918 году.

Мирное время означало для Мендельсона и перестройку его деятельности на мирные рельсы. В 1919 году Эрих не побоялся открыть собственный бизнес — архитектурное бюро в Берлине, которое работало и активно участвовало в выставочных мероприятиях. Эрих Мендельсон добился своего. Его уникальный стиль, полный экспрессии, заметили и даже дали необычный заказ — спроектировать здание для солнечного телескопа. Заказчиками здания стали ученые, желавшие подтвердить теорию относительности Эйнштейна и сделать переворот в мире науки.

От этого необычного предложения Мендельсон не отказался. Он рьяно принялся за работу, и в 1921 году в Потсдаме уже появилось необычное архитектурное сооружение — башня для телескопа. Особенностью башни было то, что окна шли по ниспадающему принципу, словно визуально спускались по спирали. Да и в целом здание удивляло некой футуристичностью. Шестнадцатиметровый корпус башни стал похож на здание из мира фантастики, в котором преодолены законы физики и созданы новые архитектурные формы.

Пластичность в объеме и функциональность — отличительные особенности стиля Мендельсона, которые он смог воплотить и в других своих сооружениях, в том числе и в здании масонской ложи «К трем патриархам» в Калининградской обл. В дальнейшем Мендельсон воплотит этот стиль в удивительном сочетании стекла, бетона и стали, которое стало актуальным и определило развитие архитектуры на много десятилетий вперед.

Работа с еврейскими общинами на этом не закончилась. Немного позже, в 1927 году, Мендельсон спроектировал комплекс для еврейского кладбища в Кенигсберге. Здесь проявился еще один талант творца, не только архитектурный, но и его способности как ландшафтного дизайнера. К великому сожалению, работой архитектора в полной мере насладиться нельзя, она была утрачена в 1938 году в так называемую хрустальную ночь.

Прославился Мендельсон не только зданием масонской ложи, но и другими памятниками архитектуры, в которых угадывается почерк мастера. Ищете, что посмотреть из авторства Мендельсона? Отправляйтесь любоваться башней Эйнштейна в Потсдаме, шляпной фабрикой в Люккенвальде и кинотеатром Универсум в Берлине. Контактировал Мендельсон и с Советской Россией, где архитекторы хотели поучиться у Мендельсона промышленному конструированию. Его пригласили построить в Ленинграде трикотажно-чулочную фабрику «Красное знамя», но полностью сооружение так и не возвели, кроме постройки силовой станции в 1926 году. В целом же здание по проекту должно было иметь весьма агрессивный характер, сочетаясь по экспрессии с «кораблем революции».

Еще несколько контактов Мендельсона с Россией случились позже, но проявились они несколько в иных плоскостях. Так, в 1929 году вышла книга «Россия — Европа — Америка. Архитектурный срез», в которой Эрих Мендельсон оставил свои комментарии по поводу сотрудничества. Спустя два года, в 1931, фамилия Мендельсона упоминалась в связи с проведением конкурса проектов на строительство Дворца Советов в Москве, куда архитектор тоже подал свою работу.

Судьба Мендельсона в какой-то степени была типичной для многих творческих личностей, которые не желали сотрудничать с гитлеровским правительством. Последней работой в Германии стал берлинский офисный центр Columbushaus. Здание на тот момент считалось одним из самых масштабных, и выполнено оно было в типичном для архитектора стиле с элементами инноваций. В частности, в нем отсутствовал криволинейный контур, а пластику сооружения подчеркивала светотень от крыши. Сразу после прихода к власти нацистской партии, он уехал из Германии. Некоторое время творил вместе с другими архитекторами, пробуя себя в Голландии, Великобритании и Палестине. С 1941 года стал постоянно работать в Соединенных Штатах Америки, выполняя там крупные проекты.

Здание ложи «К трем патриархам» в Советске

Философия архитектуры Мендельсона

Эрих Мендельсон по праву считается пионером модернизма. Он не только активный сионист, как показала вся его деятельность, но и художник-космополит. Сложно было представить границы, в которых творил Эрих. Для него не было ограничений, а его уникальная архитектурная философия стала результатом недюжинного трудолюбия и врожденного таланта, который присущ архитектору.

Стиль Мендельсона — автономность, духовная чистота и некоторая отрешенность от этого мира. Архитектура мастера оказывается вне времени, его стиль легкий и одновременно сложный, но интересный и уникальный, и потому всегда актуальный. Сооружения Мендельсона не исчезают в истории и не стираются во времени. Они не молодеют и не стареют, а значит не могут превратиться в руины. Причем вызов зодчего сочетает в себе проявления модернизма вместе с традициями, что само по себе делает архитектуру творца особенной, непохожей на другие.

Такая особенность прослеживается и в одиночестве архитектора. Его дух не скован временем и рамками, у него нет партнеров, обязательств, тех, кому нужно что-то доказывать. Мендельсон творил в своем собственном мире, где первостепенную важность имели только его чувства и желания, которые творец и выражал в созданных и воплощенных в жизнь проектах. Поскольку работы архитектора направлены в будущее, а идеи смело опережали тогдашнюю ситуацию, Мендельсон мог себе позволить воплощать самые смелые идеи, порывая с консервативной школой, некогда выучившей его. Для автора стали характерны универсальность и художественность, выразительность и творчество, шик, виртуозность и мастерство.

Здание масонской ложи в архитектуре Советска

В начале 20-х годов архитектор Мендельсон был завален заказами, которые сыпались на него со всех сторон, несмотря на кажущийся послевоенный кризис и всеобщую депрессивность, в которую погрузилась Европа. Предложение еврейской общины у архитектора не было единственным, и он отнюдь не нуждался в деньгах, поэтому на вопрос, стоит ли ехать в Советск и заниматься проектированием здания, он мог дать отрицательный ответ. Но скорее всего, привлекли архитектора не финансы, что сулили богатые бизнесмены, а сама суть предложения.

Здание «К трем патриархам» должно было быть выполнено с необычным посылом: с одной стороны, это типичный клуб для собраний по интересам, с другой — постройка имела сакральное значение. Баланс между таинственностью и доступной открытостью стал вызовом для Мендельсона. Он с присущей ему активностью и запалом стал разрабатывать проект ложи, стараясь гармонично воплотить в одном здании всю противоречивость запросов владельцев будущей организации.

Выложившись в создании настоящей достопримечательности Советска, Мендельсон весьма скупо описал свое творение. В 1930 году в Берлине вышла книга «Собрание работ архитектора», в которой Эрих изложил свое видение созданного проекта. Он отмечал, что земли под застройку выделено мало, скромно описал первый и второй этажи, а также полуэтаж и квартиру привратника. Упомянул архитектор в описании своего строения террасу палисадника. Интересное решение было найдено касаемо эркера, который можно увидеть на фото. Он стал не только архитектурным элементом, но и вместить в себя музыкальный зал. Современники полагают, что в большинстве своем архитектор выразил эмоции в постройке самого здания, сэкономив экспрессию в описании для книги.

Здание масонской ложи удивительно гармонично вписывается в городской ландшафт. И это можно назвать одной из главных заслуг архитектора. Благодаря таланту Мендельсона удалось соединить функциональное и выразительное начала в архитектуре и получить такой шедевр, как здание масонской ложи в Тильзите. Не зря туристы, которые ищут интересные места в Калининградской области, о которых мало кто знает, никогда не обминают Советск и заезжают сюда, чтобы полюбоваться местной архитектурой. Оно не забирает визуального пространства, тем не менее величаво скрываясь в тени раскидистых деревьев. Простота и монументализм идеально сочетаются благодаря динамичности и современности. И сегодня здание ложи не уступает по своим архитектурным характеристикам нынешним строениям, а ведь построено оно было целых сто лет назад.

Здание масонской ложи «К трем патриархам» носит и второе, менее распространенное название — ложа трех праотцов. Очевидно, речь идет про Исаака, Якова и Авраама. Масонские ложи, с которыми активно боролось германское правительство, всячески притеснялись, и начали ущемлять их права в первую очередь с лишения мест для собраний. Именно так здание масонской ложи властям удалось конфисковать и передать в ведение города. Чуть позже там разместили Фонд медицинского страхования. Несмотря на то, что облик здания изменился, архитекторам удалось сберечь клинкерный кирпич, положенный еще в 20-х годах, и сохранить интересные места Советска. В том же сдержанном стиле построен и дом престарелых на этой улице, который ныне принадлежит городской больнице.

Вторую мировую войну здание масонской ложи перенесло относительно хорошо. Оно уцелело, но позже, когда в Советск пришла новая власть, его частично перестроили, что, несомненно, изменило облик масонской ложи. Терраса второго этажа исчезла, ее достроили до фасада и сделали в уровень с общим карнизом. К слову, не изменился и общий облик улиц, где расположено здание, поэтому оно гармонично вписывается в архитектурный ансамбль города.

Сейчас здание находится под охраной, поскольку с 2010 года оно внесено в перечень объектов культурного наследия. Ныне в нем располагается социальное учреждение Центр творчества детей и юношества, как и было еще с советских времен. Именно поэтому туристов не удивляет, что их встречают у входа каменные статуэтки пионеров. Посетители отмечают, что неплохо было бы поместить на самом строении табличку с указанием архитектора, создавшего здание масонской ложи «К трем патриархам».

Информация для туристов

  • Здание ложи «К трем патриархам» (г. Советск, Калининградская обл.).
  • Адрес: ул. Искры, 5.
Предыдущая статья Следующая статья